Актеры с солидным опытом работы и в театре, и в кино, единодушны в том, что игра на сцене отличается большей степенью ответственности и самостоятельности. Развитие персонажа представляется одним планом, без перерывов на отдых и повторных дублей. Актер вживается в свою роль и дает ей то направление, которое считает нужным, без возможности режиссера повлиять на конечный результат. Яркий пример – поведение персонажа Эдварда Нортона в голливудском фильме «Бердмэн».
Вторая главное отличие театральной и кинематографической игры – непосредственная связь со зрителем. На сцене от актера требуется предельный уровень концентрации и в то же время — максимальная эмоциональная открытость. Ничего из того, что происходит во время представления в зрительном зале, не должно повлиять на него и хоть на секунду выбить из ритма игры. Вместе с тем актер не может не ощущать связь с залом, которому он направляет свой энергетический посыл. В кино актер играет либо изолированно, либо вместе с партнером. Отсутствие эмоционального контакта с аудиторией компенсируется более бережным отношением к самой его работе. Ведь на съемочной площадке ничего не начинается без команды: «Тишина! Мотор!»
Можно сделать вывод, что обучение театральных актеров отличается большей солидностью и универсальностью. Тем не менее, есть ряд сложностей, с которыми сталкиваются прошедшие театральную подготовку актеры, впервые попадая в кино.
1. Невозможность приспособиться к работе камеры.
На сцене актер выполняет все по максимуму: жесты, мимика, эмоции, громкость голоса. Из-за того, что кинокамера передает даже мельчайший жест, работа театральных мэтров порой кажется гротескной, если не будет найден разумный компромисс режиссера, оператора и самого актера.
2. Меньшая свобода импровизации.
Как уже говорилось, в театре актер почти полностью принимает ответственность за персонажа на себя. Он может добавлять или убавлять «яркость» выразительных средств в ходе представления. В кинематографе ему этого, скорее всего, не позволят. Персонаж должен соответствовать тому замыслу, который изначально прописан в сценарии.
3. Отсутствие непосредственной реакции зрителя.
Киношколы в процессе обучения изначально устанавливают разумный баланс между навыками работы в театре и в кинематографе. Иногда курсы актерского мастерства в киношколах посещают даже актеры с опытом работы в театре. Умение переключаться от крупного театрального размаха к интимной правдоподобности перед кинокамерой сегодня является одним из самых важных качеств для артиста, который хочет работать как в театре, так и в кино.