ШКОЛА АКТЕРОВ НА БАЗЕ ТЕХНИК М.ЧЕХОВА
УПРАЖНЕНИЕ ВНИМАНИЕ: МОЩНЫЙ АКТЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТ
Если вы оказались здесь, значит, минимум раз за жизнь, задавались вопросом: “Как стать актером?”
Казалось бы, все твердят, что нет определенной формулы успеха, главное пойти в школу актерского и не вылазить оттуда, как бодибилдер со спортзала, да и вообще необходим прирожденный талант, иначе ничего не будет…НО НЕТ! Единственный железобетонный способ попасть в кино — упорная работа. При чем не только над образом, а и над личностью: “Сцена любит тех, кто со стержнем”.
Итак, к делу:
По техникам Михаила Чехова, один из инструментов актера — его же внимание, а точнее, умение им виртуозно управлять, чему не так-то просто научиться даже в актерских школах. </FONT >
Вам приходилось наблюдать себя в такие периоды вашей жизни, когда вы в течение дней и недель с нетерпением ждали наступления важного для вас события, вы могли заметить, что на ряду с вашей обыденной жизнью вы вели еще и другую — внутренне деятельную и напряженную. Что бы вы ни делали, куда бы ни шли, о чем бы ни говорили — вы непрестанно представляли себе ожидаемое вами событие. Даже и тогда, когда сознание ваше отвлекалось заботами повседневной жизни, вы в глубине души не прерывали связи с ним. Эта деятельность и есть внимание.
В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия: держите незримо объект вашего внимания, притягиваете его к себе, сами устремляетесь к нему и проникаете в него.
Все четыре действия, составляющие процесс внимания совершаются одновременно и представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физического усилия и протекает целиком в области души.
Суть упражнения:
Выберите простой предмет. Рассмотрите его. Чтобы избежать «глядения» на предмет — опишите для себя его внешний вид.
Проделайте внутренне (психологически) все четыре действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т. д. Продолжайте упражнение, следя за тем, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.
Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:
- Видимый предмет
- Звук
- Человеческая речь
- Простой предмет, вызванный в воспоминании
- Звук, вызванный в воспоминании
- Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании
- Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании
- Образ, взятый из пьесы или литературы
- Образ фантастического существа, пейзажа и т. п., созданный вами самими.
Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом. Полезнее выполнять данное упражнение в конкурирующих условиях, поэтому друзья, единомышленниками или хорошая школа актерского мастерства вам в помощь.
Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко выполнимое действие. Постарайтесь уяснить себе при этом, что процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.
Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось и не доводите себя до утомления, в особенности вначале. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям.
Овладев техникой внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет, станет активным, гармоничным и сильным. Эти качества проявятся и на сцене во время игры и перед камерой, на съемочной площадке. Бесформенность и расплывчатость исчезнут, и ваша игра получит большую убедительность.